Задвижки чугунные

Задвижки чугунные

Задвижки чугунные - это трубопроводная арматура, сделанная из чугуна. Такие конструкции - популярный тип запорной арматуры. Ее устанавливают на водопроводах, различных резервуарах. По видам затвора - запорное устройство параллельное либо клиновое. Также бывают шланговые, шиберные и другие задвижки. Арматура данного типа используются в виде запорного устройства для надежного перекрытия рабочей среды.

Конструкционные особенности

Задвижки чугунные в процессе работы полностью перекрывают движение газа или жидкости в трубе, поскольку конструкция имеет два рабочих положения - закрыто и открыто. Конструкция такого устройства состоит из следующих элементов:

  • корпуса;
  • запорного элемента;
  • стального шпинделя;
  • крышки корпуса;
  • маховика или автоматического шпинделя.

Запорный элемент может быть изготовлен в виде шибера, клина или параллельных дисков. Для того, чтобы предотвратить нарушения целостности чугуна, задвижки запрещено крутить, сгибать, проворачивать или растягивать. В зависимости от особенностей конструкции, устройства могут быть суженными и полнопроходными.

Полнопроходные задвижки имеют диаметр, соответствующий диаметру трубы. Эти задвижки отличаются небольшим гидравлическим сопротивлением. Суженная задвижка чугунная имеет небольшой диаметр, что увеличивает гидравлическое сопротивление. Несмотря на это, использование таких устройств имеет и положительные стороны: крутящий момент, износ уплотнительных элементов уменьшается.

Характеристика задвижек чугунных по видам затворов

Задвижки чугунные с клиновым затвором применяются для обустройства магистральных трубопроводов. Конструкции имеют довольно высокое рабочее давление и температуру. Характерная особенность устройства - наличие жесткого клина и не выдвижного штока. Перекрывается поток жидкости за счет того, что между металлической поверхностью элементов возникает уплотнение. Сегодня в продаже встречается множество задвижек чугунных, оснащенных прорезиненным клином. В этом случае герметичность перекрытия достигается за счет надежного соединения металла с резиной. Запорная клиновая арматура может быть фланцевой, а также резьбовой.

Параллельная задвижка чугунная бывает только фланцевой. Ее применяют для инженерных сетей, в которых держится относительно небольшое давление воды. В роли запорного элемента выступает диск. Поток в системе перекрывается за счет того, что диск соприкасается с выдвижным штоком.

Достоинства задвижек чугунных

Задвижки чугунные на сегодняшний день очень распространены, ведь они отличаются целым рядом достоинств:

  • простотой в процессе эксплуатации;
  • небольшим гидравлическим сопротивлением;
  • сравнительно небольшой длиной корпуса.

Когда задвижка открыта - гидравлического сопротивления практически нет - это так же плюс. Корпус таких запорных устройств изготовляется методом литья. Это еще одно достоинства по отношению к изделиям, выполненным сварным или штампованным способом. Чугунные задвижки различных диаметров изготовляются полнопроходными. Благодаря этому конструкции идеально подходят для трубопровода, на который их устанавливают. Управляются задвижки маленького диаметра ручным штурвалом, но устройства могут оснащаться и различными приводами. Они устанавливаются при помощи сварки либо фланцевого крепления. Для управления запорными устройствами большого диаметра с ручным штурвалом устанавливается редуктор. Он значительно уменьшает усилия закрытия/открытия задвижки чугунной.

Недостатки задвижек чугунных

У задвижек чугунных масса достоинств. Однако пользователи выделяют и такие недостатки:

  • низкую скорость закрывания;
  • сложность проведения ремонта;
  • изнашивание затвора в процессе эксплуатации;
  • изнашивание в корпусе уплотнительной поверхности;
  • неспособность арматуры работать с кристаллизующимися массами.

Однако спрос на такую арматуру не снижается. Чугунные задвижки применяются практически на всех трубопроводах, как технологических, так и транспортных. Применяются в водоснабжении, газоснабжении, нефтепроводах, в жилищно-коммунальных и сельских хозяйствах, объектах энергетики и прочее.

Область применения задвижек чугунных

Не смотря на эти маленькие недостатки, задвижки чугунные пользуются спросом и успехом в роли запорного устройства. Они перекрывают поток нефти в химическом производстве, а также на нефтеперегонном производстве, перекрывают потоки воды на водопроводных станциях, применяются в сельском хозяйстве, металлургии где по трубопроводу перемещается горячая и холодная вода, горячий пар, нефть, газ, сухие сыпучие материалы. Несмотря на относительно небольшой срок службы, чугунные задвижки отлично справляются с работой в ограниченном пространстве.

Обслуживание конструкций

Техническое обслуживание задвижек чугунных заключается в регулярной смазке и чистке внутренних механизмов. Немаловажно помнить о том, что использование такой запорной арматуры ограничено максимальным давлением рабочей среды (не должно превышать 1,6 МПа). Температура снаружи рабочей системы не должна превышать 75 градусов Цельсия. Правильная эксплуатация продлит срок работы арматуры.